Проекты Проект «Ученье-свет»

Проект «Ученье-свет»

Проект реализуется с 2019 года с пролонгацией каждый год.
В рамках проекта более 100 семей с детьми с расстройствами аутистического спектра получили помощь на безвозмездной основе.

«Ученье-свет» — это организация  адаптированных комплексных развивающих и социализирующих занятий для детей с РАС в малых группах (2-3 ребенка) с тьюторским сопровождением.

Цель занятий — максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов,  недостатков психического и физического развития, моторных и сенсорных функций, зрительно-двигательной координации детей с РАС; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности; формирование общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности; всестороннее развитие личности ребенка, расширение двигательного репертуара, улучшение чувствования и использования своего тела и, как следствие, повышение качества функционирования,  способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Занятия проводятся по следующим направлениям:

  • Занятия с дефектологагами.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целый ряд нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер, поведения в целом.

 Приоритетом в работе дефектолога выступает необходимость увидеть, понять проблемы ребёнка. Исходя из этого разрабатывается индивидуальная программа дефектологической помощи ребёнку и родителям . В связи с широким спектром проблем и уникальностью большинства случаев обоснуется необходимость неординарные подходы к ребёнку на индивидуальных занятиях, с учетом его потребностей, направленные на результат коррекции и компенсации недостатков

Направления работы дефектолога при РАС у детей

1) Социально-бытовая адаптация детей:

— коррекция аутистических проявлений;

— формирование умения и навыка общения;

— развитие мышления, внимания, памяти, речи;

— расширение пассивного и активного словарного запаса;

— формирование навыков самостоятельной деятельности.

2) Развитие предметно-манипулятивной деятельности: —

— обеспечение взаимосвязи функциональных сфер – восприятие, имитация, общая и тонкая моторика, координация действий глаз и рук. Аутичному ребенку необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса, снятия эмоционального напряжения.

Таким образом, коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпения, продуманности каждого шага, систематичности. Четкая «пошаговость» обучения, точно проработанная система помощи дефектолога позволяют делать обучение безошибочным для аутичного ребенка.

При правильно построенной ранней коррекционной работе большинство детей-аутистов можно подготовить к обучению в школе.

  • Занятия  с педагогами по творчеству (арттерапия)

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — говорил В.А.Сухомлинский. Занятия творчеством являются одним из факторов сохранения душевного равновесия, они развивают память, внимание, мелкую моторику, а это очень важно для мышления ребенка. Аппликация, лепка, рисование —  это только три  направления, которые мы выбрали для занятий художественным творчеством. Цель наших занятий заключается в том, чтобы ребенок получил удовольствие от процесса и результата. Задания для каждого ребенка формируются индивидуально, исходя из его интересов и   особенностей. И при проведении занятия с детьми, мы  чаще всего используем  метод совместного изготовления. Это особый игровой метод, в ходе которого педагог вместе с ребенком рисует, лепит, приклеивает различные детали, из которых потом появляются разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такая деятельность обязательно сопровождается комментариями, что влияет на пополнение словарного запаса. Во время занятий творчеством ребенок учится  видеть то, что должно получиться потом. Благодаря этому он создаёт свой мир. И это тоже важно.

  • Музыкальные логоритмические занятия

Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста.

В тоже время логоритмика – это новое и перспективное психолого-

педагогическое направление работы с детьми. Это метод, который

представляет собой музыкально-ритмические физические упражнения, используемые коррекционными специалистами в их работе.

Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную и речевую активность, а в комплексе с другими занятиями могут помочь детям с аутизмом улучшить свои навыки в таких областях, как коммуникация, социализация, моторика, уверенность в себе.

За счет эмоциональной привлекательности логоритмических  занятий повышается мотивация самих детей и это помогает добиваться лучших результатов.

  • Занятия адаптивной физической культурой

Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Спортивные занятия для детей с РАС имеют огромное значение в

развитии и сохранении жизненно важных функций. Это целый абилитационный комплекс, направленный на адаптацию к дефекту, укреплению здоровья, приобретению важных навыков, улучшению когнитивной сферы и дальнейшую социализацию для максимально

полноценной жизни в обществе.

  • Занятия с логопедом

Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Именно поэтому ребенку необходима логопедическая помощь. У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;
  • дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.

Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.

Коррекционные логопедические занятия носят характер сопровождения. Работа педагога в этом требует гибкости, умения быстро перестроиться.

Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.

Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи :

  • развитие мелкой моторики,
  • формирование понимание речи,
  • комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение жестам,
  • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
  • вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи,
  • развитие активного и пассивного словарного запаса.

В работе с такими детьми важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра).